ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА АДМИНИСТРАЦИЯ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75 Фрунзенского района Санкт – Петербурга 192236, Санкт-Петербург, Славы проспект, дом 62, литер А, телефон 8(812)268-04-89 ПРИНЯТО: Решением педагогического совета ГБДОУ детского сада № 75 Фрунзенского района СанктПетербурга Протокол № 1 от 30.08.2023 УТВЕРЖДАЮ: Заведующий ГБДОУ детского сада № 75 Фрунзенского района Санкт-Петербурга ___________________Е.Н.Мусихина Приказ от 31.08.2023 № 80- УГ Ввести в действие с 01.09.2023 УЧТЕНО: мнение Совета родителей(законных представителей) воспитанников ГБДОУ детского сада № 75 Фрунзенского района СанктПетербурга Протокол № 1 от 31.08.2023 ПОЛОЖЕНИЕ № 11-П «О педагогической диагностике» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о формах, периодичности и порядке проведения педагогической диагностики воспитанников (далее - Положение) регулирует деятельность государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 75 Фрунзенского района Санкт - Петербурга (далее – ГБДОУ) в части осуществления текущего контроля освоения воспитанниками образовательных программ (далее - педагогическая диагностика). 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.30 ч.2, ст.28 ч.3 п.10, ст.58 ч.1); Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образовании» Уставом ГБДОУ; Образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ детский сад №75 Фрунзенского района. 1.3. Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной 1 программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности. 1.4. Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО: планируемые результаты освоения основной образовательной программы ДО заданы как целевые ориентиры ДО и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного детства; целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование. 1.5.Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); оптимизации работы с группой воспитанников. 1.6. Основными потребителями информации о педагогической диагностике являются участники образовательного процесса: педагоги, специалисты, родители (законные представители) воспитанников, коллегиальные органы управления ГБДОУ. 2. Форма проведения педагогической диагностики 2.1. Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает за поведением ребенка в деятельности (игровой, общении, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях (в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и других ситуациях). В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребенком личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное. 2.2.Наблюдая за поведением воспитанника, педагог обращает внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребенка в деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребенка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии. 2.3.Результаты наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации педагог выбирает самостоятельно. Оптимальной формой фиксации результатов наблюдения может являться карта развития ребенка. Педагог может составить ее самостоятельно, отразив показатели возрастного развития ребенка и критерии их оценивания. Фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и проанализировать динамику в развитии воспитанника на определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка и его потребностей. 2.4.Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с воспитанниками в свободной форме, что позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду 2 деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и другое. 2.5.Также к формам проведения педагогической диагностики можно отнести анализ продуктов детской деятельности и специальные диагностические ситуации, организуемые педагогом. Анализ продуктов детской деятельности может осуществляться на основе изучения материалов портфолио воспитанника (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по лепке, построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа качественные характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой деятельностью). 2.6. Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с воспитанниками, организует РППС, мотивирующую активную творческую деятельность воспитанников, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс. 2.7. Формы проведения, критерии, методика оценивания и инструментарий проведения педагогической диагностики используется в соответствии с реализуемыми в ГБДОУ образовательными программами. 3. Периодичность проведения педагогической диагностики 3.1.Педагогическая диагностика проводится два раза в год: на начальном этапе освоения воспитанником образовательной программы в зависимости от времени его поступления в дошкольную группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой (заключительная, финальная диагностика). При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развитиявоспитанника. 3.2.Педагогическая диагностика проводится по пяти образовательным областям: социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевоеразвитие; художественно - эстетическое развитие; физическое развитие. 3.3. Результаты оценки индивидуального развития воспитанников группы оформляются в виде диагностических карт. 3.5. Педагогическая диагностика оценивается по 5-и бальной шкале: 1 балл (в диаграмме красный цвет) - ребенок не может выполнить задание, помощь взрослого не принимает; 2 балла (в диаграмме оранжевый цвет) - ребенок с помощью взрослого выполняет задание (по аналогии); 3 балла (в диаграмме серый цвет) - ребенок выполняет задание с частичной помощью взрослого (наводящие вопросы); 4 балла (в диаграмме синий цвет) - ребенок выполняет самостоятельно и с незначительной помощью взрослого задание; 5 баллов (в диаграмме зеленый цвет) - ребенок выполняет задание самостоятельно, полностью освоил материал. 4.Порядок проведения педагогической диагностики 3 4.1. Педагогическая диагностика осуществляется в течение времени пребывания воспитанника в ГБДОУ с 7.00 до 19.00 час., кроме выходных и праздничных дней в группах ГБДОУ, исключая время, отведенное на сон. 4.2.Данные педагогической диагностики вносятся в диагностические карты развития воспитанников, с которой педагогические работники знакомят родителей (законных представителей) воспитанников на индивидуальных консультациях. 4.3. По результатам педагогической диагностики, при необходимости, составляется индивидуальный маршрут развития воспитанника в его целях поддержки, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития. 4.4. Педагогические работники не позднее 01.10. и 20.05. текущего учебного года сдают результаты проведенных педагогических наблюдений и диагностических исследований с выводами - Аналитическую справку, диаграммы по установленной форме заместителю заведующего по УВР или старшему воспитателю. 4.5. Заместитель заведующего по УВР или старший воспитатель на основании диагностических карт и аналитическихсправок групп, осуществляет сравнительный анализ, определяет эффективность проведенной работы, проводит сопоставление с нормативными показателями и представляет обобщенные результаты на итоговом педагогическом совете Аналитическую справку «О результатах мониторинга усвоения воспитанниками образовательных программ за учебный год». 4.6. После ознакомления с обобщенными результатами на итоговом Педагогическом совете определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи ГБДОУ для реализации в новом учебном году по результатам педагогической диагностики. 5. Документация 5.1. Диагностический инструментарий для проведения оценки индивидуальногоразвития воспитанников (педагогической диагностики), хранится педагогами в группах и обновляется по мере необходимости. 5.2.Общие результаты педагогической диагностики уровня индивидуального развития воспитанников (диагностические карты, аналитические справки, диаграммы) хранятся на бумажных носителях в архиве методического кабинета 3 года. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ГБДОУ, принимается на Педагогическом совете,на Общем собрании работников ГБДОУ с учетом мнения Совета родителей (законных представителей) воспитанникови утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего ГБДОУ. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.2 настоящего Положения. 6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 4