ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА АДМИНИСТРАЦИЯ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75 Фрунзенского района Санкт – Петербурга 192236, Санкт-Петербург, Славы проспект, дом 62, литер «А», телефон 8(812)268-04-89 ПРИНЯТО: Решением педагогического совета ГБДОУ детского сада № 75 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Протокол № 1 от 30.08.2023 УТВЕРЖДАЮ: Заведующий ГБДОУ детского сада № 75 Фрунзенского района Санкт-Петербурга ___________________Е.Н.Мусихина Приказ от 31.08.2023 № 80- УГ Ввести в действие с 01.09.2023 УЧТЕНО: мнение Совета родителей(законных представителей) воспитанников ГБДОУ детского сада № 75 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Протокол № 1 от 31.08.2023 Положение № 08-П « О взаимодействии с семьями воспитанников» 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с изменениями от 08 ноября 2022 года, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 28 февраля 2023 года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», Семейным Кодексом Российской Федерации , приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образовании и Уставом Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 75 Фрунзенского района Санкт - Петербурга ( далее – ГБДОУ). 1.2. Данное Положение является локальным нормативным актом ГБДОУ и вводится в целях организации новых форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО и вовлечения родителей (законных представителей) в единое пространство детского развития. 1.3. В основе взаимодействия ГБДОУ и семьи лежат сотрудничество, инициатором которого выступают специалисты ГБДОУ. 1.4. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов и родителей, направления, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной деятельности для обеспечения комплексного подхода к формированию ценностных ориентиров у воспитанников ГБДОУ. 1.5. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия с 1 семьями воспитанников, критерии оценки эффективности работы ГБДОУ с семьей, документацию, регламентирует контроль осуществления взаимодействия. 1.6. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время. 2. Основные направления, цели и задачи работы 2.1. Основные направления работы. Диагностико-аналитическое направление включает: получение и анализ данных о семье каждого воспитанника, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач. Просветительское направление предполагает: просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ГБДОУ образовательной программы; условиях пребывания ребенка в группе ГБДОУ; содержании и методах образовательной работы с детьми. Особое внимание при реализации данного направления работы по взаимодействию с семьями воспитанников необходимо уделять повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребенка. Реализация данной темы может быть осуществлена в процессе следующих направлений просветительской деятельности: информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребенка (рациональная организация режима дня ребенка, правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной активности, благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребенком и другое), о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и другое), наносящих непоправимый вред здоровью ребенка; своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям; информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ГБДОУ и семьи в решении данных задач; знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ГБДОУ; информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий (нарушение сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления; проблемы социализации и общения и другое). Консультационное направление объединяет в себе: консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; 2 особенностей поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому. Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников предполагает: сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов ГБДОУ совместно с семьей. 2.2. Цели взаимодействия: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ГБДОУ и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. 2.3. Основные задачи работы по взаимодействию с семьями воспитанников: информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ГБДОУ; просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей; способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи; построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач; вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. 3. Основные принципы работы ГБДОУ 3.1. Планирование работы по взаимодействию ГБДОУ с семьями воспитанников строится в соответствии со следующими принципами: приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка; открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребенка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ГБДОУ; 3 между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребенка в ГБДОУ и семье; взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей; индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребенка, отношение к педагогу и ГБДОУ, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач; возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребенка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей. 4. Организация работы 4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ГБДОУ с семьями воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет ГБДОУ. Его содержание определяется задачами, стоящими перед ГБДОУ и конкретными условиями работы. 4.2. Организация взаимодействия ГБДОУ и семьи предполагает следующие этапы работы: изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей; группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, других детей группы; составление программы совместных действий педагога и родителей (законных представителей); анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности. 4.3. Требования к организации взаимодействия ГБДОУ и семьи: целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников); планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка); конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей). 4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия ГБДОУ и семьи: сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями (законными представителями) группы; взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников ГБДОУ; одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения; обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных, 4 общечеловеческих ценностей; учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры; ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников ГБДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников: доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями; соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным представителям) воспитанников ГБДОУ. 4.5. Направления деятельности педагога реализуются в разных формах (групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с родителями (законными представителями): диагностико-аналитическое направление реализуется через : опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, "почтовый ящик", педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее; просветительское и консультационное направления реализуются через: групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и деловые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей (законных представителей); журналы и газеты, издаваемые ГБДОУ для родителей (законных представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты ГБДОУ и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое. 4.6.Для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность целесообразно использовать специально разработанные (подобранные) дидактические материалы для организации совместной деятельности родителей (законных представителей) с детьми в семейных условиях в соответствии с образовательными задачами, реализуемыми в ГБДОУ. Эти материалы должны сопровождаться подробными инструкциями по их использованию и рекомендациями по построению взаимодействия с ребенком (с учетом возрастных особенностей). Кроме того, необходимо активно использовать воспитательный потенциал семьи для решения образовательных задач, привлекая родителей (законных представителей) к участию в образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач. 4.7. Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ГБДОУ является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребенка, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ГБДОУ и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребенка в освоении образовательной программы. 4.8.. Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями восптанников, в зависимости от стоящих перед ними задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволит 5 педагогам ГБДОУ устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями), эффективно осуществлять просветительскую деятельность и достигать основные цели взаимодействия ГБДОУ с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста. 5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ГБДОУ и семьи 5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников образовательных отношений в ГБДОУ, формирование партнерского сообщества работников, воспитанников и их родителей (законных представителей) воспитанников. 5.2. Условия внутреннего взаимодействия: создание в ГБДОУ атмосферы общности интересов педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной поддержки; переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга; соблюдение принципа единства воспитательных воздействий ГБДОУ и семьи; тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога. 5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива ГБДОУ с общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой, библиотеки и т.д. 6. Обязательства ГБДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников 6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также основной образовательной программы дошкольного образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность. 6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования. 6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в образовательной деятельности. 6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья. 6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. 6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией. 7. Критерии оценки эффективности работы ГБДОУ с семьей 7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к воспитателям, старшему воспитателю, заведующему ГБДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать. 7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей). 7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону. 6 7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, организуемых в ГБДОУ. 7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ГБДОУ в педагогической деятельности. 7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей) воспитанников о воспитании детей в ГБДОУ. 7.7. Критерии анализа годового плана: планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год; учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников при планировании содержания мероприятий; разнообразие планируемых форм работы; планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам ГБДОУ в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.); выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников; сайт этих положений http://ohrana-tryda.com выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в ГБДОУ. 7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов: планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей (законных представителей) воспитанников; разнообразие планируемых форм работы с семьей. 7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний: разнообразие тематики и форм проведенных собраний; отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей); учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при организации последующих мероприятий в ГБДОУ. 8. Контроль 8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации основной образовательной программы ГБДОУ. 8.2. Контроль над организацией взаимодействия ГБДОУ с семьями воспитанников осуществляется заведующим и заместителем заведующего по УВР, старшим воспитателем. 8.3. Заместитель заведующего , старший воспитатель в рамках контроля имеет право: посещать групповые родительские собрания с заблаговременным информированием об этом воспитателя; изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников по производственной необходимости; привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в ГБДОУ. 9. Документация 9.1. Каждый педагогический работник ГБДОУ имеет документацию, отражающую основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями воспитанников. 9.2. В перечень документации включены: планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по ГБДОУ на учебный год; протоколы групповых родительских собраний; 7 конспекты мероприятий; 9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей деятельности. 9.4. Документация хранится в ГБДОУ в течение 3 лет. 10. Заключительные положения 10.1. Настоящее Положение о взаимодействии ГБДОУ с семьями воспитанников является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете, учитывается мнение Совета родителей и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего ГБДОУ. 10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения. 10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 8