2023 08-П взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
АДМИНИСТРАЦИЯ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75
Фрунзенского района Санкт – Петербурга
192236, Санкт-Петербург, Славы проспект, дом 62, литер «А», телефон 8(812)268-04-89

ПРИНЯТО:
Решением педагогического
совета
ГБДОУ детского сада № 75
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Протокол № 1 от 30.08.2023

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий ГБДОУ детского сада
№ 75 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
___________________Е.Н.Мусихина
Приказ от 31.08.2023 № 80- УГ
Ввести в действие с 01.09.2023

УЧТЕНО: мнение Совета
родителей(законных
представителей) воспитанников
ГБДОУ детского сада № 75
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Протокол № 1 от 31.08.2023

Положение № 08-П
« О взаимодействии с семьями воспитанников»
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ФГОС дошкольного образования,
утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с изменениями от 08
ноября 2022 года, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в
Российской Федерации" с изменениями от 28 февраля 2023 года, Приказом Министерства
просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования», Семейным Кодексом
Российской Федерации , приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г.
№ 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного
образовании и Уставом Государственного бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 75 Фрунзенского района Санкт - Петербурга
( далее – ГБДОУ).
1.2. Данное Положение является локальным нормативным актом ГБДОУ и вводится в целях
организации новых форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников,
в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО и вовлечения родителей (законных представителей) в
единое пространство детского развития.
1.3. В основе взаимодействия ГБДОУ и семьи лежат сотрудничество, инициатором которого
выступают специалисты ГБДОУ.
1.4. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов и
родителей, направления, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной
деятельности для обеспечения комплексного подхода к формированию ценностных
ориентиров у воспитанников ГБДОУ.
1.5. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия с
1

семьями воспитанников, критерии оценки эффективности работы ГБДОУ с семьей,
документацию, регламентирует контроль осуществления взаимодействия.
1.6. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время.
2. Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы.
Диагностико-аналитическое направление включает:
 получение и анализ данных о семье каждого воспитанника, ее запросах в отношении
охраны здоровья и развития ребенка;
 об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных
представителей); планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного
анализа; согласование воспитательных задач.
Просветительское направление предполагает:
 просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей
психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и
дошкольного возрастов;
 выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста;
ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО,
включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного
возраста;
 информирование об особенностях реализуемой в ГБДОУ образовательной программы;
условиях пребывания ребенка в группе ГБДОУ;
 содержании и методах образовательной работы с детьми. Особое внимание при
реализации данного направления работы по взаимодействию с семьями
воспитанников необходимо уделять повышению уровня компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребенка.
Реализация данной темы может быть осуществлена в процессе следующих направлений
просветительской деятельности:
 информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое
здоровье ребенка (рациональная организация режима дня ребенка, правильное питание
в семье, закаливание, организация двигательной активности, благоприятный
психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребенком и другое), о
действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и
другое), наносящих непоправимый вред здоровью ребенка;
 своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с
рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по
эпидемическим показаниям;
 информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах
физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о
возможностях ГБДОУ и семьи в решении данных задач;
 знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными
мероприятиями, проводимыми в ГБДОУ;
 информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на
развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий
(нарушение сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления;
проблемы социализации и общения и другое).
Консультационное направление объединяет в себе:
 консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их
взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем воспитания и
обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи;

2

 особенностей поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом;
возникающих проблемных ситуациях;
 способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми
младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
 способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и
другому.
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей)
воспитанников предполагает:
 сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач, вопросах
организации РППС и образовательных мероприятий;
 поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
 разработку и реализацию образовательных проектов ГБДОУ совместно с семьей.
2.2. Цели взаимодействия:
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования,
охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного
возрастов;
 обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ГБДОУ и
семьи;
 повышение воспитательного потенциала семьи.
2.3. Основные задачи работы по взаимодействию с семьями воспитанников:
 информирование родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а
также об образовательной программе, реализуемой в ГБДОУ;
 просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой,
психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья,
развития и образования детей;
 способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой
основы благополучия семьи;
 построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских
отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего
и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
 вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

3. Основные принципы работы ГБДОУ
3.1. Планирование работы по взаимодействию ГБДОУ с семьями воспитанников строится в
соответствии со следующими принципами:
 приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка: в соответствии с Законом
об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть
преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности
ребенка;
открытость:
 для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная
информация об особенностях пребывания ребенка в группе;
 каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен
свободный доступ в ГБДОУ;

3

 между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен
информацией об особенностях развития ребенка в ГБДОУ и семье;
взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и
родителей (законных представителей):
 при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил
общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями
(законными представителями);
 важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны
педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;
индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье:
при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности
родителей (законных представителей) в отношении образования ребенка, отношение к
педагогу и ГБДОУ, проводимым мероприятиям;
возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение
образовательных задач;
возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо
учитывать особенности и характер отношений ребенка с родителями (законными
представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и
раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.

4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ГБДОУ с семьями
воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет ГБДОУ. Его
содержание определяется задачами, стоящими перед ГБДОУ и конкретными условиями
работы.
4.2. Организация взаимодействия ГБДОУ и семьи предполагает следующие этапы работы:
 изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
 группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, других детей группы;
 составление программы совместных действий педагога и родителей (законных
представителей);
 анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной
деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия ГБДОУ и семьи:
 целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели
по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
 планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и
расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы
ценностных ориентиров и развитию личности ребенка);
 конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии
ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия ГБДОУ и
семьи:
 сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми
родителями (законными представителями) группы;
 взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников ГБДОУ;
 одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей,
позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения;
 обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной
последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных,
4

общечеловеческих ценностей;
 учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей,
уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения
детей к ценностям традиционной культуры;
 ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников ГБДОУ с
родителями
(законными
представителями)
воспитанников:
доверие
во
взаимоотношениях между педагогами и родителями;
 соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным
представителям) воспитанников ГБДОУ.
4.5. Направления деятельности педагога реализуются в разных формах (групповых и (или)
индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с
родителями (законными представителями):
диагностико-аналитическое направление реализуется через :
 опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, "почтовый ящик",
педагогические беседы с родителями (законными представителями);
 дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов
деятельности детей и так далее;
просветительское и консультационное направления реализуются через:
 групповые родительские собрания, конференции, круглые столы,
семинары-практикумы, тренинги и деловые игры, консультации, педагогические
гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы,
папки-передвижки для родителей (законных представителей);
 журналы и газеты, издаваемые ГБДОУ для родителей (законных представителей),
педагогические библиотеки для родителей (законных представителей);
 сайты ГБДОУ и социальные группы в сети Интернет;
 медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ
родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия,
тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
4.6.Для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность
целесообразно использовать специально разработанные (подобранные) дидактические
материалы для организации совместной деятельности родителей (законных представителей) с
детьми в семейных условиях в соответствии с образовательными задачами, реализуемыми в
ГБДОУ. Эти материалы должны сопровождаться подробными инструкциями по их
использованию и рекомендациями по построению взаимодействия с ребенком (с учетом
возрастных особенностей). Кроме того, необходимо активно использовать воспитательный
потенциал семьи для решения образовательных задач, привлекая родителей (законных
представителей) к участию в образовательных мероприятиях, направленных на решение
познавательных и воспитательных задач.
4.7. Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и
ГБДОУ является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет
совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и
искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит
просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам
выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребенка, а также
согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ГБДОУ и
семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребенка в освоении образовательной
программы.
4.8.. Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и
способы взаимодействия с семьями восптанников, в зависимости от стоящих перед ними
задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволит
5

педагогам ГБДОУ устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями
(законными представителями), эффективно осуществлять просветительскую деятельность и
достигать основные цели взаимодействия ГБДОУ с родителями (законными
представителями) детей дошкольного возраста.
5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ГБДОУ и семьи
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
образовательных отношений в ГБДОУ, формирование партнерского сообщества работников,
воспитанников и их родителей (законных представителей) воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
 создание в ГБДОУ атмосферы общности интересов педагогических работников и
родителей (законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной
поддержки;
 переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений
на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в
проблемы друг друга;
 соблюдение принципа единства воспитательных воздействий ГБДОУ и семьи;
 тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников
на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание
неизбежной субъективности точки зрения педагога.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического
коллектива ГБДОУ с общественными и социальными структурами: общеобразовательной
школой, библиотеки и т.д.
6. Обязательства ГБДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников
6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и общественность
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации, а также основной образовательной программы
дошкольного образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых в
образовательную деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в
образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску, использованию
материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного
образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями
(законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией.

7. Критерии оценки эффективности работы ГБДОУ с семьей
7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к
воспитателям, старшему воспитателю, заведующему ГБДОУ, как показатель роста
педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников
мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать
собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
6

7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности,
стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование
родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях,
семейных конкурсах, праздниках, организуемых в ГБДОУ.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной
значимости их помощи ГБДОУ в педагогической деятельности.
7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей)
воспитанников о воспитании детей в ГБДОУ.
7.7. Критерии анализа годового плана:
 планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и
трудностей в работе с семьей за прошлый год;
 учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников
при планировании содержания мероприятий;
 разнообразие планируемых форм работы;
 планирование работы по повышению профессиональной компетентности
педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
 разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам ГБДОУ в
вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в
творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
 выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с
семьями воспитанников; сайт этих положений http://ohrana-tryda.com
 выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в
ГБДОУ.
7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
 планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд,
потребностей родителей (законных представителей) воспитанников;
 разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
 разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
 отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения
со стороны родителей);
 учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников
при организации последующих мероприятий в ГБДОУ.
8. Контроль
8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации
основной образовательной программы ГБДОУ.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия ГБДОУ с семьями воспитанников
осуществляется заведующим и заместителем заведующего по УВР, старшим воспитателем.
8.3. Заместитель заведующего , старший воспитатель в рамках контроля имеет право:
 посещать
групповые
родительские
собрания
с
заблаговременным
информированием об этом воспитателя;
 изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными
представителями) воспитанников по производственной необходимости;
 привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и
т.д.) в ГБДОУ.
9. Документация
9.1. Каждый педагогический работник ГБДОУ имеет документацию, отражающую основное
содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями воспитанников.
9.2. В перечень документации включены:
 планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по ГБДОУ
на учебный год;
 протоколы групповых родительских собраний;
7

 конспекты мероприятий;
9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о
проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей деятельности.
9.4. Документация хранится в ГБДОУ в течение 3 лет.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о взаимодействии ГБДОУ с семьями воспитанников является
локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете, учитывается мнение
Совета родителей и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего ГБДОУ.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».